Четверг, 25.04.2024, 07:32
Приветствую Вас Гость | RSS
меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

МБОУ "Пьяновская ООШ"

Инклюзивное образование

Нормативно - правовая база

 

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ  смотреть

Федеральный пакет документов:

- государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 г.

- письмо Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 № ИР-535/07

- письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 № АФ-150/06

- пакет специальных образовательных условий обучения детей с задержкой психического развития в условиях общего образования

- пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями слуха в условиях общего образования

- пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями зрения в условиях общего образования

- пакет специальных образовательных условий обучения детей с расстройствами аутистического спектра 

- пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общего образования

- приказ Минобрнауки России «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» от 02.12.2015 № 1399

- приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 09.11.2015 № 1309

- приказ Минобрнауки «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья 19.12.2014 № 1598

- примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15))

- примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15))

Положение об индивидуальном обучении на дому  положение об индивидуальном обучении на дому

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира,цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕ СКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине:

  • Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948)
  • Декларация прав ребенка (ООН, 1959)
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕ СКО, 1960)
  • Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969)
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)
  • Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975)
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН,
    1979)
  • Санбергская декларация (ЮНЕ СКО, Торремолинос, Испания, 1981)
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)
  • Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989)
  • Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990)
  • Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993)
  • Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994)
  • Гамбургская декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 1997)
  • Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000)
  • Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)

Эти международные правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.
Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


2012

В мае 2012 года Государственная Дума Российской Федерации принимает закон о ратификанции Конвенции ООН о правах инвалидов.
3 мая закон был подписан Президентом РФ Д.А. Медведевым.


2010

В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года.


2008

24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации:
«Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных … образовательных учреждениях, … не являющихся коррекционными, … в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития».


2006

Конвенция о правах инвалидов
Основана на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.
В Преамбуле сформулирован социальный подход к пониманию инвалидности: «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами».
В Статье 24 «Образование» зафиксированы понятие «инклюзивное образование» и обязательство государств-участников обеспечивать «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».


1994

Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями
Признаны «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».
Заявлено:
• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обращение «ко всем правительствам»:
• принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования.
Призыв к международному сообществу:
• одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах.


1993

Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов
Правило 6. Образование.
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать условия, при которых образование инвалидов будет являться неотъемлемой частью системы общего образования.


1992

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266–1
В ст.52, п.1, за родителями закреплено «право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения».
В ст.50, п.10, утверждается, что направление в специальные образовательные учреждения осуществляется «только с согласия родителей (законных представителей)».


1990

СССР подписал и ратифицировал Конвенцию о правах ребенка
Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года.

Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей
«Необходимо принять меры по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования».


1989

Конвенция о правах ребенка
Закреплено право всех детей на образование без какой-либо дискриминации:
целью провозглашается «постепенное достижение осуществления этого права на основе равных возможностей».


1982

Всемирная программа действий в отношении инвалидов
Это первый документ ООН, в котором сформулированы основные принципы отношения к людям с инвалидностью:
«Создание равных возможностей означает процесс, с помощью которого такие общие системы общества, как … доступ к образованию и …, делаются доступными для всех.
… в значительной мере именно среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека.
… общества должны выявлять и устранять барьеры, препятствующие полному участию инвалидов.
Так, обучение должно происходить, по возможности, в обычной школьной системе…»


1971

Декларация о правах умственно отсталых лиц
Заявлено право каждого человека с умственной отсталостью на «образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности».


1960

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования
Выражение «дискриминация» определено как «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение».
К дискриминации отнесено также «создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц» в тех случаях, когда это не соответствует «выбору родителей или законных опекунов учащихся».


1959

Декларация прав ребенка
Принцип 1.
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации…
Принцип 7.
Ребенок имеет право на получение образования… Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.


1948

Всеобщая декларация прав человека
В Статье 26 закреплено право всех на обязательное бесплатное начальное образование, «доступное для всех на основе способностей каждого».
При этом:
«Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам».


Отдельные законодательные инициативы ряда регионов Российской Федерации в отношении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (Самарская область, Архангельская область, Республика Карелия, город Москва) являются достаточно эффективными в плане преодоления законодательной «инерции» федерального уровня.
13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций консенсусом одобрила Конвенцию о правах инвалидов, направленную на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью.
Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) является исключительно важным правовым документом: до принятия этой конвенции права людей с инвалидностью никогда не были закреплены в едином
международно-правовом документе. Конвенция о правах инвалидов как первый документ о правах человека в новом тысячелетии несет концептуальные изменения по отношению к людям с инвалидностью, так как она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.
Как международный документ Конвенция о правах инвалидов зафиксировала итог исторического развития международного права в области образования: от заявления во Всеобщей декларации прав человека (1948) о праве каждого человека на образование до обязательства государств, членов ООН, обеспечить реализацию этого права через инклюзивное образование
Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года. К 2011 году Конвенцию подписали 147 государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, из которых 99 стран уже ратифицировали этот международный документ.5 Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов 24 сентября 2008 года.
В настоящее время в России идет подготовка к ратификации Конвенции:


Из Пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов» от 8 декабря 2010 года: «В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, после ратификации Конвенция станет составной частью правовой системы Российской Федерации, а установленные ее положения – обязательными для применения. В связи с этим законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции…
Датой вступления в силу статей закона, не требующих для их реализации создания дополнительных правовых и других условий, предусматривается установить 1 июля 2012 года».
Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года.


Принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006):

  • уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • недискриминация;
  • полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • равенство возможностей;
  • доступность;
  • равенство мужчин и женщин;
  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Каждая статья Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество.
Статья 24 Конвенции о правах инвалидов, посвященная образованию, прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обязанностью государства обеспечить реализацию этого права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Это означает, что государства-участники Конвенции, руководствуясь принципом недискриминации, и на основе равенства возможностей обязаны обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Эта же статья устанавливает достаточно строгие рамки обеспечения инклюзивного образования через предоставление доступа к бесплатному начальному и среднему образованию внутри системы общего образования и по месту жительства, а также разумное приспособление среды и индивидуализированную поддержку учебного процесса.
Статья 24 Конвенции также предполагает, что при обучении и освоении жизненных и социализирующих навыков лицами с инвалидностью будут использоваться различные способы коммуникации, в том числе альтернативные, а само обучение будет проводиться с использованием наиболее подходящих для индивидуума языка, методов и способов общения и в среде, максимально обеспечивающей усвоение знаний и социальное развитие.
Практическая реализация положений Конвенции предполагает значительные усилия со стороны государственных и неправительственных организаций, педагогического сообщества, родителей. Но необходимость этих усилий и активных целенаправленных действий по развитию инклюзивных подходов в интересах обеспечения прав детей с инвалидностью на образование сейчас, как никогда, актуальны и очевидны.

ВЫВОДЫ

1. Инклюзивное образование является компонентом реализации социального подхода в понимании инвалидности и права на образование для лиц с инвалидностью, закрепленным во многих международных правовых документах.
2. В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.

(Источник: Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.)